Город являлся столицей Венецианской Республики, крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком, что отразилось на богатой архитектуре. Венецию пронизывают многочисленные водные каналы, перекинутые через них мостики и соленый воздух. Особый колорит венецианских построек виден на каждом шагу — богато декорированные церкви, дворцы и частные дома известных в прошлом фамилий.
- Венеция [2:55]рекомендуем
- Гранд Канал [2:23]
- Дворец дожей [1:41]
- Собор святого Марка [2:08]
- Площадь Сан-Марко [1:06]
- Венецианский карнавал [3:35]рекомендуем
- Гондола [1:06]
- Мост Риальто [0:46]
- Маркерами на карте отмечены основные достопримечательности города;
- Используйте кнопки +/- чтобы изменять масштаб карты;
- Перетащите маленького желтенького человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц;
Достопримечательности Венеции
Краткая справка
Венеция (Venezia) — город-порт на Адриатическом море северной части Италии. Исторический центр расположен на островах Венецианской лагуны (залива). Остальная часть города — на материковом побережье Адриатического моря. Основу экономики составляют: морские грузоперевозки, судостроение и ремонт судов, цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая, легкая промышленность, ремесленное производство художественных изделий. Венеция — крупный центр международного туризма.
На ближайшей материковой части Венеции расположен международный аэропорт Марко Поло (Marco Polo). Транспортная связь с материком осуществляется при помощи современной автотрассы (около 4 км.) и, протянутой параллельно ей, железнодорожной ветке. В самой Венеции расположен морской грузопассажирский порт. Городской транспорт старой Венеции в основном представлен моторными судами и прогулочными туристическими гондолами. Как альтернативой, можно воспользоваться, взятыми напрокат скутерами для поездки по сухой части города.
Среди прочих достопримечательностей здесь располагаются: Древний Собор Сан-Марко, Дворец дожей, Старая библиотека Сан-Марко, здания религиозных братств и монастыри. Венеция — центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных выставок и знаменитого Венецианского карнавала. Венеция и Венецианская лагуна включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Венеция — образование, взлёт и упадок
Официальной датой основания Венеции принято считать 25 марта 421 год н.э., когда жителями, спасающимся от готов на пустынных островах болотистого побережья явилась Дева Мария. Бежавшие от вторжения лангобардов в VI веке переселенцы, начали осваивать местность, которая представляла собой лагуну из песчаных наносов. Основными статьями дохода первых поселенцев были рыбная ловля и торговля солью.
Начиная с IX века, Венеция стала практически независима от Византии. В 840 году согласно «Пакту Лотаря» венецианцы получили право на самоуправление. В 1095-ом Венеция стала единственным посредником в торговле между Востоком и Западом, получив на это монопольное право. Уже к XIII веку здесь была создана Венецианская республика, обладавшая огромным влиянием, мощным торговым и военным флотом, первыми банками, страховавшими морские грузы.
В конце XV века окрепшая Османская империя перекрыла торговые пути из Европы в Китай и Индию. В 1453 году турки завоевали Константинополь. В течение почти 300 лет после этого, республика воевала с турками, что привело к ее упадку.
Особенности застроек Венецианской лагуны
Общая площадь Венецианской лагуны составляет около 550 км², среди которой — 8 % суша, занимаемая Венецией и множества маленьких островов. Около 80 % территории лагуны — это участки из соляных болот, образующихся в результате отлива морской воды. Исторический центр города расположен на 118 островах, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов.
Практически вся старая часть островной Венеции покоится на сваях из лиственницы и ольхи, которые обладают большим сопротивлением к гниению под водой. Выше уровня свай — старые кирпичные и каменные надстройки, являющиеся непосредственно фундаментом для зданий. На протяжении многих лет город медленно погружался в морскую воду. В период между осенью и весной острова подвергаются наводнениям вследствие приливов, идущих от Адриатики.
Оказалось, что главной причиной погружения Венеции были артезианские скважины, из которых выкачивали воду для нужд местной промышленности. После их закрытия и затопления, заметно сократилось погружение городских застроек. Но угроза полностью не исчезла. Необходимы дальнейшие наблюдения. Во многих старых домах бывшие первые этажи затоплены и больше не используются.
Гранд канал
Гранд-канал или Большой канал (Canal Grande) является самой известным водным путем Венеции. Он проходит через весь город, от вокзала, напоминая перевернутую букву «S» и заканчиваясь, соединением с каналом Сан-Марко и каналом Ла-Джудекка. Длина канала составляет 3800 метров, ширина от 30 до 70 метров, глубина порядка 5 метров.
Большинство каналов города не имеет набережных, и многие фасады домов выходят либо к воде, либо на сушу — во внутренние дворики или улочки. На Гранд-канале сосредоточены самые красивых здания Венеции. Горожане часто называют свою главную водную артерию «Канал-дворец». И действительно, на его берегах располагаются более 100 дворцов, среди которых находятся дома древних венецианских фамилий.
Площадь Сан-Марко и ее сооружения
Площадь Святого Марка (Piazza San Marco) является главной городской достопримечательностью Венеции. Площадь образовалась в IX веке, как небольшое пространство перед Собором Святого Марка. В 1777 году она была расширена до своих нынешних размеров.
Архитектурный ансамбль площади составляют: Кампанила (колокольня) Святого Марка с Лоджеттой, Колонны Сан-Марко, Дворец дожей, Собор Святого Марка, Часовая башня Святого Марка, Старые и Новые Прокурации, Ала Наполеоника и Библиотека Сан-Марко.
Собор Сан-Марко
Кафедральный Собор (базилика) Святого Марка (Basilica di San Marco) представляет собой яркий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошел в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство собора было начато по указу дожа Джустиниано Партечипацио, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Здание базилики было повреждено пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, а освящение нового, современного варианта храма состоялось в 1094 году.
С годами церковь непрерывно расширялась и украшалась. Большая часть древних реликвий была привезена сюда после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Центральное строение брало на себя не только религиозную функцию. Новый дож публично провозглашался очередным главой Венецианской республики. Отсюда, получив благословение, отправились крестоносцы в четвертый крестовый поход.
В храме проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвертым крестовым походом). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. В настоящее время Собор Святого Марка является действующим храмом.
Дворец дожей
Дворец дожей (Palazzo Ducale) — это настоящий символ итальянской готической архитектуры XIV-XV вв. и один из красивейших построек Европы. Дворец являлся местом правительства Венеции и резиденцией дожей. В нем заседали Большой совет и сенат, суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Богатое внутреннее убранство свидетельствует о величии некогда мощной Венецианской республики.
Кампанила и Лоджетта
Кампанила собора Святого Марка и Лоджетта (Campanile di San Marco) — колокольная башня расположенная на площади Сан-Марко. Сегодняшний вид колокольня приобрела в 1514 году. В то время сооружение (высота около 100 м) служило сторожевой башней и маяком для кораблей. Кампанила увенчана пирамидальным шпилем с золотым ангелом-флюгером, который был установлен в начале XVI века. 14 июля 1902 года, колокольня полностью обрушилась в результате землетрясения и общего износа постройки. Восстановленная колокольня была открыта в День Святого Марка 25 апреля 1912 года.
Перед колокольней расположена готическая Лоджетта. Она была построена в 1540 году выдающимся архитектором Джакопо Сансовино. Здание выполнено из мрамора в форме триумфальной арки, предназначалась для встречи вельмож. В 1559 году она стала караульным помещением для охраны Дворца дожей.
Музей Коррера
На площади Сан-Марко находится Музей Коррера (Museo Civico Correr) названный в честь богатого гражданина Венеции Теодоро Коррера, который передал в дар городу свою уникальную коллекцию живописи и старинных предметов декоративно-прикладного искусства.
Общий фонд музея состоит из трех разных экспозиций, отражающих историю Венеции. Среди них: гравюры, полотна известных мастеров европейской живописи, в том числе, с городскими пейзажами художественной школы Каналетто, библиотека монастыря Ордена театинцев, одежда, монеты, печати, а также оружие.
Библиотека Марчиана
Национальная библиотека св. Марка (Marciana) — богатейшее книжное собрание Венеции, насчитывающее около 13 тыс. рукописей, свыше 50 тыс. первопечатных книг и изданий XVI века. Основой коллекции стал дар из 750 рукописей кардинала Бессариона — ученого, гуманиста, историка, основателя академии в Риме по изучению наследия Платона, инициатора изучения древнегреческого языка и культуры. Над строительством и украшением здания библиотеки в XVI веке на площади Сан-Марко трудились выдающиеся архитекторы и декораторы.
Собор Санта-Мария делла Салюте
На Гранд-канале в районе Дорсудоро особенно выделяется Собор Санта-Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute), который хорошо просматривается с набережной Площади Святого Марка. Сооружение было возведено в честь избавления города от чумы 1630-1631 годов. Тогда чума унесла около 100 000 жизней, что составляло более трети населения города. По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок. Центральный алтарь базилики украшен мраморными статуями. В центре алтаря находится чтимая икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезенная с острова Крит.
Фамильные дома-дворцы и Скуолы
Трудно представить Венецию без ее дворцов. Фактически каждый дом на Гранд-канале и центральной части города можно отнести к этому определению. Столетия развития и процветания Венецианской республики попадали под влияния византийского, готического, романского стилей. Но эпоха Возрождения оставила в архитектуре дворцов самый заметный след. Каждый влиятельный венецианский род считал своим долгом построить один или несколько особняков. Для строительства и отделки родовых домов привлекались лучших архитекторы, скульпторы и художники.
Профессиональные или национальные гильдии в Средние века представляли собой братства или общественную благотворительную организацию Скуола (Scuola), члены которых ежегодно вносили взнос на определенные нужды, помогали друг-другу и строили для братств специальные дома. Такие организации существовали по всей Европе, но только в Венеции они действовали с одобрения государства как гражданские сообщества, и несмотря на наличие святого-покровителя не имели связи с церковью.
В городе находились семь больших благотворительных скуол, численностью в несколько сотен человек. Венецианские скуолы имели выборное правление. Все члены скуолы считались равными, аристократам же запрещалось занимать официальные посты в скуоле. Ежегодно, в День Святого Марка, (2 апреля главный праздник государственного календаря в Венеции), большие скуолы участвовали в шествии вокруг площади Сан-Марко. За право идти первыми, участники скуол часто вступали в конфликт.
Гондола и ее история
Стоит немного рассказать о древнем венецианском транспорте — гондоле (gondola), которая является одним из символов Венеции. Исторически сложилось, что водный транспорт был главным средством передвижения. Размеры и конструкция этой гребной лодки установлены законом еще с XVIII века.
Традиционно длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 кг). Корпус имеет закругленную форму — нос и корма подняты вверх, для уменьшения контакта с водой. При изготовлении применяется девять сортов дерева. Корпус покрывают несколькими слоями специального черного лака. Отклонения в конструкции допускаются только для лодок участвующих в регате, паромных и церемониальных лодок.
Узость некоторых каналов навсегда определила стандарт одного весла. На носу устанавливается особый железный набалдашник — «ферро», защищающий нос лодки от повреждений и являющийся противовесом стоящему на противоположном конце. В ферро всегда присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города. Максимальное количество пассажиров, перевозимых на лодке — шесть человек.
Количество лицензий на работу гондольером жестко ограничено. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, и попасть в число венецианских таксистов человеку со стороны непросто. Профессия гондольера сугубо мужская, требующая большого мастерства и определенных навыков.
Венецианский карнавал
Традиционный Венецианский карнавал (Carnevale di Venezia) — это костюмированное представление, ежегодно проходящее в Венеции, на которое приезжают свыше полумиллиона туристов. Его истоки лежат в древних римских Сатурналиях — языческих праздниках в честь бога Сатурна, которые проходили после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. В эти дни рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, а чтобы сословные предрассудки не портили веселья, все прятали свои лица под масками.
Слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale» — прощание с мясом. Приспосабливая языческие традиции к новой вере, церковь подготавливала христиан к самому длинному в году посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным.
Карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались неблаговидные поступки. В 1608 году был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к тюремному заключению и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
Во время карнавала разрешалось делать многое. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами. Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.
Венецианский кинофестиваль
Венецианский международный кинофестиваль считается старейшим в мире и одним из самых престижных. Ежегодное вручение наград лучшим фильмам проходит на острове Лидо. Главным призом является «Золотой лев». Наряду с остальными символами изображение льва можно увидеть на многих зданиях Венеции, в том числе на гербе и флаге города. Венецианский кинофестиваль был основан по инициативе Бенито Муссолини и начал работу с 1932 года.