Париж нужно увидеть хотя бы раз в жизни не потому, что это модно. С первых же часов знакомства вас окутывает особое настроение налаженного контакта с этим городом. Большинство дворцов памятников или других достопримечательностей уже знакомо нам по книгам, журналам и телевидению. Не стоит давать советы о том, что можно посмотреть в Париже. Здесь каждый для себя находит что-то свое.
- Париж [2:35]рекомендуем
- Достопримечательности Парижа [3:24]рекомендуем
- Эйфелева башня [3:53]
- Елисейские поля [3:36]
- Собор Парижской Богоматери [1:21]
- Лувр [1:50]
- Монмартр [3:35]
- Сад Тюильри [3:58]
- Латинский квартал [10:56]
- Версальский дворец [6:17]
- Ландшафтный парк Версальского дворца [9:25]
- Дворец Фонтенбло [8:56]
- Маркерами на карте отмечены основные достопримечательности города;
- Используйте кнопки +/- чтобы изменять масштаб карты;
- Перетащите маленького желтенького человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц;
Достопримечательности Парижа
Краткая справка
Париж (фр. Paris) — столица Франции, важнейший промышленный, экономический, транспортный и культурный центр страны, расположенный в регионе Иль-де-Франс на берегах реки Сены. Париж обслуживают три аэропорта: «Шарль де Голль», «Орли» и более старый аэропорт «Ле Бурже». Железнодорожные линии парижских вокзалов соединяют столицу со всеми регионами Франции и другими странами: «Сен-Лазар» — Нормандия; «Северный вокзал» — Великобритания, Бельгия и Голландия; «Восточный вокзал» — Германия, Швейцария, Австрия; «Лионский вокзал» — внутренние и международные линии Альпы, Италия; «Берси» — Альпы, Италия; «Аустерлиц» — Испания, Португалия; «Монпарнас» — Бретань и запад Франции.
Перевозку пассажиров по городу и пригородных направлений обеспечивает соответственно: метрополитен и региональное экспресс-метро (линии пригородных электричек, проходящие в Париже под землей и пересекающиеся с линиями метро). Кроме того, по городу и в пригороды можно передвигаться, используя трамвайные линии.
В Париже развита обширная автобусная сеть. Она включает в себя не только обычные автобусы, но так же и специальные линии, проходящие по туристическим маршрутам столицы. С недавнего времени появилась возможность путешествовать по городу на велосипеде. Повсюду в городе располагаются автоматизированные велостоянки.
Архитектурные особенности исторической части города
Многие века Париж в основном представлял собой лабиринт узких улиц и неприметных построек. Внешний облик современного города был задан в середине XIX века в результате грандиозной перестройки. В 1852 году по генеральному плану барона Османа были разрушены целые кварталы ветхих построек, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле, характерные для новой эпохи буржуа.
Архитектурные принципы времен Наполеона III и сейчас не потеряли своей актуальности — высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности. С того времени было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж не имеет большого количества неравномерно разбросанных небоскребов и остается «плоским». Типичным для архитектуры является особый вид особняков П-образной формы с внутренним двором и садом.
Ради сохранения великого наследия законы запрещают постройку новых зданий в центре. Неизменные границы города, четкий план устройства превратили его в действующий живой музей.
Эйфелева башня
На Марсовом поле, напротив Йенского моста через реку Сену, высится главный символ города — Эйфелева башня. Ее высота вместе с антенной составляет 324 метра. На протяжении более 40 лет после строительства Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире. Она очень скоро себя окупила, а ее последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Ажурная металлическая конструкция, построенная по проекту инженера Густава Эйфеля, задумывалась как временная постройка, служащая входом на Всемирную выставку 1889 года. Но она не только пережила своих многочисленных противников, но и стала с тех пор истинным символом Парижа. После победы в конкурсе Эйфель воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»
Это был не единственный воплощенный проект Густава. За плечами мастера металлических конструкций были сооружения в Европе и Америке. Кстати, железный каркас Статуи Свободы — то же его рук дело.
Монмартр и базилика Сакре-Кёр
Холм и район с одноименным названием «Монмартр» — самое высокое место в Париже. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Попасть на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулера. На месте 130-метрового холма когда-то было древнеримское поселение.
В начале 20-х годов прошлого столетия бульвар Монпарнас стал играть роль богемного квартала Монмартра, создавшее новое направление современной живописи. Сегодня этот район наравне с Лувром и Эйфелевой башней является излюбленной целью туристов. Монмартр – место художников, выставляющих свои работы на продажу на площади Тертр.
На одном из ресторанов Монмартра сейчас висит мемориальная табличка, которая гласит: «30 марта 1814 здесь казаки впервые потребовали, чтобы их обслуживали быстрее, откуда и пошло название «бистро» (искаженное слово – быстро).
Музей и дворец Лувр
В XII веке собираясь вместе с Ричардом Львиное Сердце в крестовый поход, король Франции Филипп-Август хотел оградиться от внешних атак, и особенно со стороны своих родственников и претендентов на трон Франции — Плантагенетов. Так были заложены первые камни крепости Лувр. В течение своей многовековой истории крепость перестраивалась, превратившись постепенно в королевский замок, а позже в один из самых знаменитых дворцов мира — Лувр.
Сейчас в здании дворца располагается музей (фр. Musee du Louvre), считающийся одним из крупнейших художественных собраний мира. Лувр — самый посещаемый музей мира, и его можно назвать универсальным. Богатейшие коллекции скульптур, живописи, предметов искусства отражают историю и культуру западной Европы, Египта, Ближнего Востока от эпохи античности и до середины XIX века. Одни из самых известных экспонатов Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза), картины Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана.
Королевский дворец Пале-Рояль и театр Комеди Франсэз
Если бы кардинал Ришелье, известный нам по роману Дюма, увидел современный вид своего дворца, он бы его не узнал. Ведь именно по его заказу в 1639 году архитектор Жака Лемерсье построил Дворец Кардинала. Ришелье увлекался искусством, его резиденцию украшали известные европейские полотна, скульптуры и коллекции фарфора и даже был собственный театр. Сооружение было столь вызывающим по своей роскоши, что рождало неподдельную зависть Людовика XIII. Однако, хитрый владелец завещал дворец королевской семье, тем самым смягчив ситуацию.
В 1642 году после смерти Ришелье, и, последовавшей за ней через год смерти самого Людовика, вдова Анна Австрийская заняла Дворец Кардинала, после чего он стал называться Королевским Дворцом. Дальнейшая история сооружения связана с бурными европейскими событиями, переустройством и частой сменой хозяев, принадлежавших к различным сословиям.
Во время Парижской коммуны 1871 г. дворец сгорел, но вскоре был отреставрирован. К Королевскому Дворцу примыкает здание знаменитого театра Комеди Франсэз. А в самом дворце функционируют некоторые госучреждения: Министерство культуры, Государственный и Конституционный совет Франции. Рядом с Пале-Рояль расположена Национальная библиотека с богатой коллекцией культурного наследия.
От Лувра по «Исторической оси»
От Триумфальной арки на площади Каррузель, непосредственно примыкающей к территории Лувра, начинается, так называемая «Историческая ось». Линия состоит из цепи многочисленных достопримечательностей столицы Франции — от площади Каррузель переходит в Сад Тюильри, после чего пересекает площадь Согласия, проходит через проспект Елисейские поля, и заканчивается Триумфальной аркой на Площади Шарля де Голля.
На всем протяжении пути по «Исторической оси» размещаются различные дворцовые постройки, выставочные павильоны, театры, отели, ночные клубы, рестораны, магазины. В 1960-х гг. в продолжении «оси» был построен квартал Дефанс, центром которого стала Большая арка Дефанс.
Площадь Каррузель
Триумфальная арка на площади Каррузель — монументальные ворота в стиле ампир, возведенные по приказу Наполеона, как память о победах в 1806-1808 годах. Проект арки воплотили Шарль Персье и Пьер Фонтен. Скульптуры и барельефы изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и Вену, Аустерлицкое сражение, события в Тильзите, падение Ульма, а также геральдику Итальянского королевства и Французской империи.
Сад Тюильри
Сад Тюильри — вытянутая вдоль «оси» парковая зона в стиле «а-ля франсэ», занимает обширную территорию длинной 920 м, и шириной более 300 м. Название зоны отдыха произошло от расположенного здесь карьера по добыче глины для производства черепицы (фр. tuile). Сад Тюильри был разбит по указу Екатерины Медичи и являлся частью некогда существовавшего дворца с одноименным названием.
Прогуливаясь по современному парку можно увидеть множество скульптур, фонтанов и благоухающих ароматами цветочных клумб.
Площадь Согласия
Площадь Согласия (в прошлом Площадь Людовика XV) расположена между Садом Тюильри и Елисейскими полями. В середине XVIII века она выглядела несколько иначе — имела восьмиугольную форму и конную статую Людовика XV. Во время Великой Французской революции статую заменила огромная гильотина обезглавившая короля Людовика XVI, королеву Марию-Антуанетту, а затем и самих вождей революции. После окончания террора в 1795 году площадь получила свое нынешнее название в знак примирения всех граждан Франции.
В центре площади возвышается высокий (23 м) Луксорский обелиск Рамзеса II — подарок египетского правителя Мехмета Али и колесо обозрения, не совсем вписывающееся в общий ансамбль прилегающей территории.
Елисейские Поля
Елисейские Поля или Шанз-Элизе — одна из главных магистралей Парижа. Проспект известен на весь мир своим буржуазным стилем и огромным количеством шикарных магазинов. Каждый год, в национальный праздник Франции 14 июля, по этой улице проходит военный парад от Триумфальной Арки до Площади Согласия. Популярный французский певец Джо Дассен посвятил Елисейским Полям одну из своих лучших песен — Les Champs Elysees.
Триумфальная арка на площади Шарля де Голля
Широкий проспект Елисейские поля завершается площадью Шарля де Голля с расположенной в центре Триумфальной аркой. Это величественное монументальное сооружение украшено скульптурными группами и выгравированными названиями 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб соединенных между собой чугунными цепями.
Собор Парижской Богоматери и Святая капелла
В историческом центре города, на острове Ситэ, находятся два самых знаменитых храма Франции: Собор Парижской Богоматери и Святая капелла. Собор Парижской Богоматери (фр. Notre Dame de Paris) считается духовным сердцем Парижа. Он был воздвигнут на месте первой христианской церкви — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
Строительство Собора Парижской Богоматери началось при Людовике VII Французском и велось с 1163 по 1315 гг. Архитектурная особенность собора состоит в сочетании романского и готического стилей, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Собор может вместить одновременно до 10 тыс. человек. Здесь хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.
С красотой Собора Парижской Богоматери запросто может поспорить часовня Святая капелла (Сент-Шапель). Пышное готическое убранство, огромные окна с витражами поражают своим великолепием. Храм был возведен по указу Людовика Святого для хранения частицы Креста Господня, Копья Лонгина, артефактов Ветхого и Нового Заветов, а также Тернового венца Иисуса Христа, который теперь переместили в Notre Dame de Paris. Во времена Французской революции часть реликвий была утеряна, остальные предметы хранит Национальная библиотека Франции.
Дом Инвалидов. Музеи. Могила Наполеона Бонапарта
В исторической части Парижа находится Дом инвалидов, возведенный по указу короля Людовика XIV архитектором Либералю Брюану. По окончании работ в Доме инвалидов разместили несколько тысяч военных ветеранов. Сегодня этот комплекс продолжает выполнять свои функции. Кроме того, располагаются несколько музеев.
Музей планов и рельефов показывает макеты и инженерные планы известных сооружений и не реализованные проекты Франции. Интереснейшая коллекция Музея армии и Музея артиллерии рассказывает об истории вооружения Европы и Азии от эпохи Палеолита до последней Мировой войны. В Музее современной истории выставлены картины, эстампы, фотографии, афиши от второй половины XIX века, отражающие интересные события.
В церкви Инвалидов находится Пантеон, в котором стоит саркофаг с прахом Наполеона I Бонапарта. Здесь же покоятся останки других известных деятелей Франции.
Площадь Бастилии и Июльская колонна
В результате Великой Французской революции была разобрана крепость Бастилия. На этом месте сейчас расположена Площадь Бастилии. Старая крепость была довольно сильным укреплением и использовалась в различные периоды по-разному. За стенами хорошо укрепленного замка в неспокойные времена прятались короли. В дальнейшем крепость стала монастырем с многочисленными мастерскими. А в последующие годы замок превратился в тюрьму для опасных политических противников и государственных преступников.
В центре современной Площадь Бастилии высится Июльская колонна, поставленная в 1840 году. Высокий 80-метровый монумент венчает позолоченная скульптура «Гений свободы».
Национальный центр искусства имени Жоржа Помпиду
Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду был открыт в 1977 году. Бывший политический деятель увековечил свое имя, став инициатором строительства здания, которое бы отражало современное искусство. Дизайн музея спроектирован архитекторами Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом.
Центр Помпиду объединяет в одном месте огромную коллекцию работ мастеров современного искусства Европы ХХ века: Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Пауля Клее, Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича, Анри Матисса и многих других.
Здесь работают: большая публичная библиотека, кинотеатры, книжные магазины. Проводятся выставки, лекции, симпозиумы, концерты, танцевальные представления. Центр ведет постоянную образовательную деятельность мирового значения, принимая активное участие в процессе культурного образования.
Музей Орсе
Музей Орсе является одним из крупнейших в мире собраний французской живописи и скульптуры периода XIX-XX вв. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Кроме того, посетители музея могут ознакомиться с произведениями декоративного искусства, скульптурами, предметами архитектуры, мебели, фотографиями и пр. Музей Орсе проводит спектакли и концерты, фестивали, посвященные истории развития кино.
Орсе располагается в бывшем здании железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля. Построенный в 1900 году вокзал, со временем утратил свои функции, но не был разрушен, а после реконструкции в 1986 г. по проекту итальянского архитектора Гае Ауленти, преобразован в музей. Если вам известны такие имена как: Жан Беро, Пьер Боннар, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега, Эдуар Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, то посетить Музей Орсе вы просто обязаны.
Музей Пикассо
В здании особняка Сале (XVII в) открыт Музей Пикассо, экспозиция которого посвящена творчеству знаменитого художника, скульптора, дизайнера. Мало кто знает, что сам мастер имел личную коллекцию других художников — Сезанна, Матисса, Руссо и др. Творчество основоположника кубизма представлено его картинами, скульптурами, рисунками и гравюрами. Экспозиция настолько популярна, что часто сама отправляется в мировое турне по лучшим музеям мира.
Дворец Фонтенбло
В многовековой истории Дворца Фонтенбло живо влияние разных периодов — от эпохи Возрождения (Ренессанса) до времен Второй империи. На протяжении длительного времени представители королевских династий Капетингов, Валуа, Бурбонов, Бонапартов оставляли после себя богатое архитектурное наследие, а также уникальные коллекции произведений искусства, элементы декора и мебели, отражающие эстетические вкусы хозяев.
Основу существующего дворца, в лесах Фонтенбло на месте предыдущего замка, заложил Франциск I. В то время это была одна из немногих королевских резиденций в Европе, лишенная оборонительной сооружений. Король привлек к строительству мастеров итальянского маньеризма — Приматиччо и Бенвенуто Челлини, которые не стали разрушать прежний стиль старых построек, а дополнили их новым. Время правления короля Франциска (первая половина XVI в.) отмечено влиянием светскости и небывалым развитием искусств.
На территории Дворца Фонтенбло открыты четыре музея: Китайский музей императрицы, Музей Наполеона I, Фотогалерея и Галерея мебели. На территории разбиты: Английский сад, Большой партер, Сад Дианы. Кроме того, посетители смогут увидеть: трон Наполеона I Бонапарта, театры, Двор Белой лошади, Фонтанный двор, Овальный двор, Галерею Дианы, Двор Генриха IV, Оленью Галерею, Часовню Святой Троицы, две часовни Св. Сатюрнена и многое другое.
Версальский дворец
Крупнейший в Европе дворцово-парковый ансамбль Версаля в свое время стал примером для подражания многих европейских дворцовых построек. Полномасштабные работы по превращению маленького охотничьего домика в Версальский дворец начались в 1661 году. Людовик XIV поручил возведение своей загородной резиденции первому королевскому архитектору Луи Лево, его помощнику Жюлю Ардуэн-Мансару и ландшафтному архитектору Андре Ленотру. Над декорированием дворца работали многие известные художники-дизайнеры того времени.
Строительство Версаля проходило в рекордные сроки (5 лет) и потребовало колоссальных усилий многих людей. Для увеличения количества рабочих рук были задействованы местные крестьяне, иностранцы и даже армия, а в окрестностях были запрещены всякие строительные работы.
Дворец Версаль — воплощение идеи абсолютной монархии, уникальная по замыслу целостность гармонии архитектурных форм и ландшафта в стиле неоклассицизма. Особого внимания заслуживают потрясающие по красоте — Мраморный двор, Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV, Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.
Кабаре Мулен Руж
Кабаре «Мулен Руж» (фр. красная мельница) является ровесником Эйфелевой башни. Да, да, именно так! Его основателями стали два компаньона — Жозеф Оллер и Шарль, которые открыли свое детище в 1889 г. к Всемирной выставке в Париже. Но именно с Мулен Руж ассоциируется слово кабаре, хотя оно было не первым заведением такого рода.
В основе шоу — развлекательная программа, состоящая из песен, небольших музыкальных пьес и танцевальных номеров. Все это преподнесено в яркой красочной упаковке с эротическим подтекстом. Представительницы прекрасного пола выступают полуобнаженными. На сцену выходят настоящие профессионалы танцевального и вокального искусства. Надо заметить, что будущие артисты Мулен Руж проходят жесткий контроль на хореографию и внешние данные. Нагрузка у артистов кабаре большая, выступления качественные и зрелищные. Ну и цена соответствующая.
Посетить столицу Франции и не увидеть настоящий канкан, все равно, что не быть в Париже вообще. Возможно, вам повезет, и за соседним столиком вы увидите какую-нибудь мировую знаменитость.
Кладбище Пер-Лашез
Мемориальное кладбище Пер-Лашез (Père Lachaise – отец Лашез) — известное место захоронения многих государственных политических, общественных и военных деятелей, а также деятелей искусств и ученых. Это один из крупнейших музеев надгробной скульптуры под открытым небом.
Ранее территория кладбища принадлежала ордену иезуитов, и имела название одного из отцов ордена Франсуа де ла Шеза, который, кстати, успел побывать духовным наставником короля Людовика XIV. Благодаря таким связям орден получил покровительство, а вместе с этим и большую возможность украсить монашескую обитель. Не каждый монастырь мог похвастаться тогда красивым садом с водопадами, гротами и фонтанами.
Смерть короля привела к обнищанию ордена, территория была конфискована и продана. Кое-какие захоронения здесь уже были, но купленный за большие деньги земельный участок должен был окупаться. И тогда один из пайщиков при поддержке властей перенес сюда останки некоторых известных деятелей Франции: Лафонтена и Мольера (их могилы находятся рядом). После этого популярность последнего места обитания покойных стала расти.
По надписям на надгробьях можно по-настоящему оценить значение Пер-Лашез. Достаточно назвать имена и фамилии на могилах: Оноре де Бальзак, Пьер Бомарше, Жозеф Луи Гей-Люссак, Оскар Уайльд, Жорж Бизе, Мария Калласс, Джим Моррисон (The Doors), Эдит Пиаф, Сара Бернар, Айседора Дункан, Анни Жирардо, Марсель Марсосо, Ив Монтан. Здесь действительно красиво и одновременно грустно.