Луксор

Луксор имеет славу «крупнейшего музея под открытым небом», потому, что расположен на месте Фив, одной из бывших столиц Древнего Египта в период Среднего и Нового царств. Храм Амона-Ра, Луксорский храм, Карнакский храмовый комплекс, Фиванский некрополь с Долиной царей и Долиной цариц — потрясающие воображение древности Египта.




Информация о видео
  1. Луксор [14:53]
  2. Еще Луксор… [6:37]




Подсказки
  • Маркерами на карте отмечены основные достопримечательности города;
  • Используйте кнопки +/- чтобы изменять масштаб карты;
  • Перетащите маленького желтенького человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц;




Достопримечательности Луксора

Краткая справка


До того момента, как стать очередной столицей Египта, город являлся главным в провинции Уасет Верхнего Египта. Название города «Фивы» имеет греческие корни. Точная дата основания Фив неизвестна. Луксор — европеизированная форма арабского «аль-Кусур» (замки), что, в свою очередь, восходит к латинскому «Кастра». Так римляне называли свой укрепленный лагерь, который был разбит на территории Луксорского храма в более поздние времена. Город с перерывами являлся столицей Древнего Египта с XXI по VII вв. до н.э. В остальное время (до I века до н.э.) город сохранил значение религиозного центра.

Луксор расположен на восточном берегу Нила и является административным центром мухафазы Аль-Уксур. Туризм — основная статья дохода городской казны. В Луксоре имеется международный аэропорт, речной порт, железнодорожный вокзал. Для экскурсий по городу можно воспользоваться местным такси — прогулочными колясками, запряженными лошадьми.

Восточный берег Нила — «Город живых»


Много веков тому назад Нил стал границей, разделяющей Уасет на «Город живых» и «Город мертвых». Остатки древней архитектуры в современном городе Луксор – Карнакский и Луксорский храмовые комплексы располагаются на восточной правой стороне Нила. Долина Царей (Долина мертвых) на западном берегу хранит тайны неоткрытых еще человечеству захоронений и доступных для путешественника усыпальниц фараонов. Эти объекты внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легко понять, зачем фараоны строили все новые и новые храмы. Храм в Древнем Египте возводился не только в честь божества, но и как памятник самому себе. Цари новых царств и династий обожествляли себя, и им было важно оставить потомкам место, в котором им могли бы поклоняться, или хотя бы просто обеспечить память своего имени. Благодаря этому сегодня мы знаем о некоторых из них только из надписей на стенах храмов.

Луксорский храм — Фиванская триада


Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила, и считается одним из наиболее величественных древних сооружений Египта. Он был возведен во времена фараона Аменхотепа III (XIV век до н.э.) в честь бога Амона. В древности здесь находились «стовратные» Фивы, как о них говорил Гомер. Комплекс был посвящен фиванской триаде — древнеегипетскому богу Амон, его супруге Мут, и их сыну Хонсу. В I веке до н.э. Луксорский храм был разрушен Птолемеем X.

Знакомство с храмовым комплексом начинается с Аллеи сфинксов. Аллея была выстроена при фараоне Нектанебе I в IV веке до н.э. После этого гостей встречает 24-метровый пилон, возведенный Рамсесом II, который украшен сценами, посвященными его военным триумфам. Здесь, некоторые более поздние правители запечатлевали и свои победы. В древности по бокам от входа в храм стояли шесть огромных статуи Рамсеса II, из которых на сегодняшний день осталось только три.

У входа в пилон возвышается 25-метровый обелиск из розового гранита. Другой, стоявший ранее обелиск находится в Париже на Площади Согласия. Далее можно увидеть стометровый коридор из колонн, созданных при Аменхотепе III. На стенах перистиля (двора, окруженного колоннами) показаны различные моменты проведения праздника Опет. После этого идет еще одна колоннада — Гипостильный зал, состоящий из 32-х колонн.

Карнакский храмовый комплекс


Карнакский храмовый комплекс гораздо больше архитектурного ансамбля в Луксоре. Расстояние между ними около 1,5 км. Осмотр некоторых участков этого древнего памятника напоминает путешествие по лабиринту. Карнакский храм представляет собой огромную площадку, в центре которой находится древнейшее святилище, окруженное более поздними сооружениями.

Постройки комплекса охватывают гигантский промежуток времени в 2000 лет – от Среднего царства (XXI век до н.э.) до эллинистического периода последних Птолемеев (I в. до н.э.). Новые фараоны нередко использовали строительный камень и статуи ушедших в загробный мир фараонов. Иногда храмы разрушались из чувства мести нового фараона к своему предшественнику.

Фараон — враг фараону


Правительница Хатшепсут (XV век до н.э.) приказала построить обелиски с хвалебными надписями в свою честь. Ее племянник Тутмос III, находившийся длительное время под пятой своей тетки и мачехи, придя к власти, хотел уничтожить их, но жрецы не позволили ему сделать это. Фараонша-жрица сделала очень много для Египта. Тогда Тутмос приказал построить вокруг них стены, чтобы никто и никогда не вспоминал о Хатшепсут.

Многие изображения своей предшественницы ему все-таки уничтожить удалось. Эта семейная драма предстает теперь перед нашими современниками в виде «замурованных обелисков». Сейчас их можно увидеть у ворот, ведущих во второй двор храма.

Одна из самых интересных мест в Карнакском храме — груда из сотни статуй и стел, найденная в небольшом помещении к югу от построек Тутмоса и Аменхотепа. Настоящую причину возникновения свалки древностей историки объяснить не могут. Скорее всего, это произошло по причине многовековых «разборок» между династиями и родственниками. Например, династия Птолемеев не считала нужным поклоняться всем египетским богам и умершим фараонам.

Храм Ах-Мену


Фараон Тутмос III оставил после себя и добрую память. Ему, подчинившему себе не только весь Египет, но и Сирию, было чем гордиться. Во времена его правления были созданы роскошные залы для церемоний, барельефы, изображающие военные подвиги египтян в храме Ах-Мену, расположенном в восточной части комплекса. Основным предназначением этого храма была церемония «сед», за счет которой фараон как бы возобновлял свое царствование, получая от богов новое благословение на управление «Всей Вселенной» (Египтом). Здесь же находится еще одно примечательное сооружение – зал, на стенах которого изображены все растения и животные тогдашнего Египта.

Храм Аменхотепа III


Напротив храма Тутмоса, в западной части Карнакского комплекса, увековечил себя Аменхотеп III. Его храм ориентирован на берег Нила и окружен полукругом священного пруда. В одном из залов фараон поставил 600 одинаковых изваяний богини-львицы Сохмет. Эти статуи впоследствии «разбрелись» по музейным коллекциям всего мира.

Музей мумификации и Музей античного искусства


Открытый в 1975 году, небольшой музей на набережной Нила, хранит одну из лучших в мире коллекций египетских скульптур. Залы музея охватывают большую историю Фив от преддинастического периода, до мусульманского средневековья.

В нескольких сотнях метров к северу от Луксорского храма в 1998 году открылся Небольшой Музей мумификации. Название экспозиции говорит само за себя. Здесь представлены сосуды, в которые помещали внутренние органы умерших людей в процессе подготовки к бальзамированию. Под стеклянными витринами — металлические инструменты для мумификации (пинцеты, иглы, скальпели), а также вещества для мумификации (мази, смолы, белые повязки).

Западный берег — Долина Царей


Солнце, заходящее на запад, сравнивали с закатом жизни. Левый, западный берег Нила забирал в Долину Царей умерших фараонов — великих правителей Египта, давая им вечный покой в стране мертвых. Здесь, в период с XVI по XI века до н.э., были созданы усыпальницы. Долина Цариц, была известная в древности как «долина детей фараона». На сегодняшний день в Долине открыто около семидесяти высеченных в скале гробниц фараонов их жен и детей, а также жрецов и вельмож. Степень их сохранности разная.

Фараоны Нового Царства уже не строили величественные сооружения наподобие пирамиды Хеопса. Опасаясь грабителей, они приказывали хоронить себя в более скрытых местах. Возведение таких гробниц, в отличие от пирамид, было белее экономичным и рациональным с точки зрения скорости строительства. Устройство некрополя Фив совершенно не похоже на более ранние захоронения в пирамидах. Чем примечательней выглядело захоронение, говорящее о значимости фараона, тем больше шансов у него было подвергнуться ограблению.

Колоссы Мемнона


Колоссы Мемнона — две массивные каменные статуи, изображающие фараона Аменхотепа III (XIV век до н.э.). Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, неподалеку от современного Каира. Вместе с каменными платформами, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи – около 700 тонн. Колоссы Мемнона стояли на страже у входа в погребальный храм Аменхотепа – обширный культовый центр, построенный при жизни фараона. Храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало.

Гробница Тутанхамона


Уникальное захоронение Тутанхамона — далеко не самого примечательного правителя Египта – осталась нетронутой грабителями благодаря хорошей маскировке. В ней было обнаружено несколько тысяч предметов из золота. Сегодня эта богатейшая коллекция, включая «Золотую маску», хранится в Египетском музее в Каире, а выставки золота Тутанхамона в других странах вызывают настоящий фурор. Каменный саркофаг и мумия по-прежнему находятся на своем законном месте. Остается только догадываться, какие сокровища хранились в местах захоронений более великих фараонов.

Погребальный комплекс Дейр-эль-Бахри


Дейр-эль-Бахри — погребальный комплекс Долины Царей. Первые важные находки здесь были сделаны известным французским египтологом Гастоном Масперо в 1881 году. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам: Ментухотепу II (XXI век до н.э.), Хатшепсут и Тутмосу III (XV век до н.э.).

Помимо самой царицы Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, обожествленному отцу женщины-фраона — Тутмосу I, а также проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. В свое время перед храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты бассейны.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри потрясают высочайшим уровнем своего исполнения и повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта.

Заупокойный храм Хатшепсут


Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности носил название Джесер Джесеру — «священнейший из священных». Он во многом повторят находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II (XXI век до н.э.). Но храм Хатшепсут во многом уникален и демонстрирует безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Царица Хатшепсут прославила свое имя тем, что закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла сотни памятников по всему Египту. Она является первой известной женщиной-фараоном в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей.

Храм Хатшепсут состоял из трех террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. Террасы были разделены массивными пандусами, ведущими к святилищу, украшенныи многочисленными ярко расписанными пилястрами царицы, ее коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых сейчас хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Гробница Сети I


Очень интересна гробница Сети I, отца Рамсеса II. Ее размеры (117 метров под землей) и сохранность росписей делают ее поистине исключительным памятником. Лестница из 27 уходящих вниз ступеней ведет в коридор, расписанный молитвами к богу Ра. Второй узкий проход, расположенный еще глубже, снабжен фальшивыми погребальными камерами и выводит в зал. На левой стене – многоцветное живописное панно, изображающее бога Хора. Росписи боковой лестницы иллюстрируют Книгу Мертвых – путешествие души в загробном мире. Далее лестница ведет в зал, который называют «святилищем коровы». Небесный свод представлен здесь в виде гигантской коровы, на брюхе которой расположены созвездия.

Кто грабил гробницы?


Со времен появления первых захоронений, появилась и опасность их разграбления мародерами. Многие фараоны старались охранять покой своих предков, выделяя для этого специальную охрану. Но есть и печальной истории гробниц. Исторические документы, дошедшие до наших дней в виде папирусов, свидетельствуют о том, что некоторые чиновники тайно (для своих карманов), а иногда и официально организовывали преступления. Та, например один из сохранившихся древних папирусов, датируемый 12 веком до н. э., сообщает о расследовании разграбления гробниц в Фивах в годы царствования Рамзеса IX чиновниками мздоимцами. Кроме того, в разные времена, сокровища ушедших в мир иной фараонов, пополняли пустеющую казну.

Поделиться в FaceBookПоделиться ВКонтактеДобавить в TwitterПоделиться в Моём МиреСохранить закладку в GoogleДобавить в Яндекс.ЗакладкиПоделиться в Одноклассниках
Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий