Современный Пекин — это результат многовекового труда миллионов людей. Непривычная для европейцев философия отразилась не только в Великой китайской стене, но и в Запретном городе, площади Тяньаньмэнь и огромных парках, храме Неба и мосту Марко Поло. Из этого ряда выбивается Мавзолей Мао Цзэдуна — яркий пример коммунистической идеологии Китая XX века.
- Пекин [8:36]рекомендуем
- Пекинское метро [0:53]
- Маркерами на карте отмечены основные достопримечательности города;
- Используйте кнопки +/- чтобы изменять масштаб карты;
- Перетащите маленького желтенького человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц;
Достопримечательности Пекина
Краткая справка
Китай (Китайская Народная Республика, сокращенно КНР) — крупнейшее по численности населения государство мира в Восточной Азии. Большинство жителей — этнические китайцы (хань). Китай занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. КНР граничит с четырнадцатью государствами: Афганистан, Бутан, Мьянма (Бирма), Индия, Казахстан, Киргизия, Лаос, Монголия, Непал, КНДР, Пакистан, Россия, Таджикистан и Вьетнам.
Пекин (Beijing — в переводе с китайского «северная столица») является столицей Китайской Народной Республики, занимающей второе место по количеству жителей после Шанхая. Через город и вокруг него проходят пять дорожных колец, девять скоростных автодорог, одиннадцать государственных автомагистралей, семь железнодорожных линий. Город является крупным политическим, образовательным и культурным центром КНР.
На административной территории Пекина, в 20 км к северо-востоку от городской зоны, расположен крупный главный международный аэропорт «Шоуду», который обслуживает большинство внутренних и практически все международные рейсы. Это главные «воздушные ворота» Китая и базовый аэропорт национального перевозчика Air China. В городе также расположены другие аэропорты: Лянсян, Наньюань, Сицзяо, Шахэ и Бадалин. Перевозку пассажиров внутри города обеспечивают: метрополитен и наземный (троллейбусный и автобусный) городской транспорт.
Императорский дворец — «Запретный город»
Запретный город (Императорский дворец) считается самым обширным дворцовым комплексом в мире. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Строительство дворца проводилось с 1406 по 1420 гг. по указанию императора Чжу Ди. В его возведении принимали участие около миллиона строителей.
Достаточно взглянуть на цифры, что бы осознать масштабность сооружения. Общая площадь — 720 тысяч квадратных метров, насчитывает 8707 комнат, окруженная стеной ( длина 3400 м) и рвом с водой, который называется «Золотая вода».
Комплекс разделен на Внутренний дворец и Внешний дворец. Основные помещения Внешнего дворца — залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Во Внутреннем дворце находились помещения, где жили, играли, поклонялись Богам император, императрицы, наложницы, принцы и принцессы. Основные помещения этой части Запретного города — залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Здесь же находятся три императорских сада — Долголетия, Доброты, Спокойствия и Императорский сад.
Площадь Тяньаньмэнь
Площадь Тяньаньмэнь получила название в честь главных ворот в Императорский дворец (дословно «Врата Небесного Спокойствия»). Здесь расположены: Национальный музей Китая, Памятник народным героям и Мемориальный зал Мао Цзэдуна — мавзолей, где хранится тело коммунистического вождя Китая, а также Дом народных собраний (место заседания высшего законодательного органа КНР), где проводятся съезды этого высшего органа власти и другие важные государственные мероприятия. Сразу же за ним можно увидеть яйцеобразный купол из стекла и металла, состоящий из трех залов — Национальный центр исполнительских искусств. По северной границе Площади Тяньаньмэнь проходит Чанъаньцзе — «Проспект вечного мира», главный бульвар Пекина.
Национальный музей Китая
Национальный музей Китая является самым крупным музеем страны, объединяющим Музей Китайской революции и Национальный музей китайской истории. Общая коллекция охватывает 5000-летнюю историю. В экспозиции представлены предметы неолита культуры Яншао, а также период правления различных династий.
Богатейшее собрание представлено предметами искусства из глины, бронзы, нефрита, фарфора, драгоценных металлов и камней. Коллекция монет и бумажных денег, (начиная с периода династии Шан), живопись и каллиграфия, музыкальные инструменты из камня раскрывают аспекты политики, экономики, военного дела, культуры и общества.
Памятник народным героям
Памятник народным героям на площади Тяньаньмынь был воздвигнут в 1958 году и посвящен борцам китайского народа в 19-20 вв. Барельефы монументального сооружения в виде 38-ми метровой колонны рассказывают о событиях. Первой опиумной войны 1840 года до основания Китайской Народной Республики в 1949.
Мавзолей Мао Цзэдуна
Мавзолей Мао Цзэдуна основателя и многолетнего руководителя КПК и КНР Мао Цзэдуна построен в 1977 году в центральной части площади Тяньаньмэнь рядом с памятником Народным Героям. Центральный вход мавзолея украшен по бокам монументальными памятниками со скульптурными изображениями рабочих крестьян и военных. Одна из скульптур изображает самого китайского лидера.
Мавзолей Мао Цзэдуна относится к четырем действующим на настоящий момент мавзолеев бывших руководителей соцстран среди которых: усыпальница Ленина в Москве, Ким Ир Сена в Пхеньяне и Хо Ши Мина в Ханое.
Летний императорский дворец
К северо-западу от Запретного города в Парке Ихэюань расположился другой архитектурный комплекс — Летний императорский дворец, резиденция императоров Цинской династии. Один из красивейших дворцово-парковых комплексов мира занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и насчитывает более чем 3000 строений.
Непривычные для европейского уха названия умиротворяют, призывая к вечной гармонии человека и природы: Дворец человеколюбия и долголетия, Дворец добродетелей и гармонии, Дворец заоблачных высей, Храм сияния добродетели, Дворец воскуривания благовоний в честь Будд, Дворец драгоценного облака. Среди прочего, самый длинный в мире расписной коридор — Галерея Чанлан и необыкновенная Мраморная ладья.
Храм Неба (Тяньтань)
К юго-востоку от императорского дворца расположен «Храм Неба» (Тяньтань) – единственный храм круглой формы в Пекине. Храм занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вокруг него выстроен храмовый комплекс, площадью 267 г.
Тяньтань является одним из символов города. Построен в 1420 году, в эпоху правления императора Юн Лэ династии Мин. Изначально назывался «Храмом неба и земли», но после строительства в 1530 году отдельного «Храма земли» стал выполнять функцию поклонению Небу. Этим объясняется необычная архитектура здания (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округлая). Согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат – Землю.
В течении почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры приходили сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имел право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства.
Юаньминъюань — «Сады совершенной ясности»
Парковый комплекс Юаньминъюань (Сады совершенной ясности) создавался на протяжении правления пяти императоров династии Цин. На площади около 350 га. расположен грандиозный по своим масштабам огромный сад с очаровательным в пейзажем. Здесь утопали в зелени речки, озера, невысокие скальные холмы, объединенных в целостную систему настоящего садового чуда.
В октябре 1860 года во времена Второй Опиумной войны англо-французские войска разрушили и разграбили великолепнейшие коллекции произведений китайского искусства, находящиеся в дворцовых помещениях паркового комплекса. Все, что было сделано из дерева, сгорело, а каменные постройки превращены в горы мусора.
Многие предметы хранятся сейчас в музеях Англии и Франции или разбросаны по частным коллекциям. Современное правительство Китая ведет кропотливую работу по восстановлению Юаньминъюань и возврату ценностей. В ноябре 1979 года сад был открыт для первых посетителей. В настоящий момент восстановлена большая часть парковой зоны — набережные озер и речек, мосты.
Мост Марко Поло (Лугоуцяо)
О мастерстве строителей средневекового Китая можно судить по необыкновенно красивому мосту Лугоуцяо XII века, переброшенному через реку Юндинхэ в пределах городской зоны Пекина. Длина конструкции составляет 266,5 м, ширина — 9,3 м.
Мост выстроен из цельного гранита и украшен большим количеством каменных львов. Его прекрасное состояние объясняется постоянной заботой со стороны китайских властителей — строение имело стратегическое значение и подчеркивало мощь империи.
Среди европейцев конструкция получила несколько другое название. Считается, что венецианский путешественник Марко Поло в XIII веке увидев этот мост воскликнул: «превосходный мост, настолько прекрасный, что у него едва ли найдется соперник в мире».
Старая пекинская обсерватория
Уникальная в своем роде «Старая пекинская обсерватория» начала свою деятельность в 1442 году при династии Мин. В каменной башне площадью 40х40 метров для наблюдения за небесными светилами были использованы бронзовые астрономические инструменты, усовершенствование которых проходило в течение многих веков. С их помощью придворные астрономы могли определять высоту небесных светил над линией горизонта и их координаты без дополнительного использования, несуществующего на тот момент телескопа.
Парк Бэйхай и Белая ступа Бай Та
Одним из ярких примеров классического китайского сада является бывший императорский Парк Бэйхай, включающий озера, мосты, цветники, рокарии, светские и культовые постройки. Истоки его закладки восходят к Х веку. Сад находится на северо-западе от Запретного города, и относятся к крупнейшим паркам Китая.
Среди озер, на вершине острова Цхунхуа размещена знаменитая 40-метровая белая пагода Бай Та (Белая ступа) — буддийская святыня и бывшее место поклонения императоров. Любопытному взору зрителя предстают буддийские храмы Юйнань и Чаньфу, Павильон пяти драконов, Стена 9 драконов с изображением парящих в облаках драконов, Туанченг (Круглая стена) и сооружение Ченггуангдиан (Получения света) со статуей Будды (1.6 м) из белого нефрита.
Старые переулки — хутуны
Для старой части Пекина традиционными являются постройки в стиле «сыхэюань». Они состоят из квадратного участка, на котором вплотную к его границам буквой «П» располагается дом с двориком внутри. Во дворах часто можно увидеть гранатовое или другое дерево, а также цветы в горшках или аквариум с рыбами. Дворики примыкают друг к другу, формируя переулки-хутуны, соединяющие разные части старого города. Обычно они прямые и идут с востока на запад так, чтобы ворота на участки выходили на север и юг, что соответствует принципам фэншуй. Переулки бывают разной ширины, некоторые настолько узки, что по ним одновременно могут пройти лишь несколько пешеходов.
Когда-то весь Пекин состоял из таких построек, но теперь они быстро исчезают. Старые кварталы хутунов сносятся и на их месте вырастают высотные здания. Однако местные жители говорят о том, что ощущение общности и жизни в хутунах заменить невозможно. Некоторые наиболее исторические и живописные хутуны охраняются и восстанавливаются государством – хутун Наньчицзы.
Великая китайская стена
Строительство первой части Великой китайской стены началось приблизительно в IV-III веке до нашей эры. Это грандиозное сооружение древней китайской архитектуры включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На востоке стена начинается в городе Шаньхайгуань и кончается на западе в провинции Ганьсу, на заставе Цзяюйгуань. По разным подсчетам общая протяженность стены составляет чуть меньше 9 000 км.
Наиболее близкий к Пекину участок Великой китайской стены проходит в районе Бадалин, расположенном на расстоянии 80 км от столицы. Средняя высота стены составляет 7,8 м, ширина 5,8 м. На всем протяжении на небольшом расстоянии друг от друга расположены сигнальные башни.
Гробницы императоров династии Мин
На северо-западной стороне от Пекина расположены усыпальницы 13 властителей и их жен — «Гробницы императоров династии Мин». Мавзолейный комплекс входит в число императорских захоронений династического Китая. Первое захоронение династии Мин принадлежит Джу Ди, названного после смерти «Культурным императором». Годы его правления (1360-1424) отмечены развитием науки, земледелия, торговли и укрепления Пекина, как столицы.
Как и во многих других религиях мира, в Китае традиция уважения к духам предков была составляющей многих ритуалов. В этом отношении усыпальницы императоров являются ярким примером почитания и архитектурного соответствия принципам фэншуй. В комплексе можно увидеть большую Мемориальную арку, Великие красные ворота, самую большую в Китае каменную стелу, Тропу духов. Все это нереально красиво смотрится на фоне многочисленных деревьев.
Пекинский зоопарк
Пекинский зоопарк, подобно многим городским паркам, имеет вид типичного китайского сада, выстроенного в лучших классических традициях. Разнообразное сочетание искусственных насаждений и зарослей естественных растений, небольшой ручьи и пруды с лотосами соседствует с павильонами и вольерами.
Зоопарк знакомит посетителей с дикими и редкими животными Китая, среди которых сычуанская золотая коротконосая обезьяна, малая (красная) панда, манчжурские тигры, белогубая лань, тибетские яки и т.д. Наибольшей популярностью пользуется известная большая панда (бамбуковый медведь). Кроме того, здесь можно увидеть рептилий, представителей и фауны Северного Полюса, Австралии, Африки и Европы, а также Пекинский Океанариум с пингвинами дельфинами и морскими львами.
Пекинская опера
Пекинская опера «Цзинцзюй» — один из самых известных видов искусства. Она представляет собой сочетание песен, диалогов и сцен действия, состоящих из жестов, движения, боевых приемов и акробатики. Большая часть диалогов пекинской оперы звучит на архаичном сценическом диалекте, который довольно сильно отличается и от официального языка «путунхуа». Это создает определенные трудности для ее понимания. Во многих театрах пекинской оперы установлены электронное табло, отображающие титры на китайском и английском языках.
Китайская каллиграфия, как вид изобразительного искусства
Высочайшей формой изобразительного искусства в Китае всегда считалась каллиграфия. В древности о характере и мыслях человека судили по элегантности его почерка. Декоративная каллиграфия встречается повсеместно в Китае, в храмах, на стенах пещер, на склонах гор и на памятниках. Основные инструменты для каллиграфии, кисточка и чернила, являются одновременно основными инструментами для традиционной китайской живописи, в основе которой лежит искусство линий и оттенков.